Перейти к контенту →

БИОГРАФИЯ

Ферин Михаил Алексеевич – директор завода № 26 Министерства
авиационной промышленности СССР.
Родился 1 (14) декабря 1907 года в городе Торжок ныне Тверской области в
семье рабочего. Русский.

С 1924 года начал трудовую деятельность учеником слесаря на ткацкой
фабрике в городе Вышнем Волочке ныне Тверской области. Член ВКП(б)/
КПСС с 1927 года. С того же года направлен на комсомольскую работу –
заведующим отделом уездного комитета ВЛКСМ. В 1929-31 годах работал в
уездном и окружном исполнительном комитете депутатов трудящихся –
заведующим отделом, ответственным секретарём и заместителем
председателя районного исполкома – в городах Вышний Волочёк и Бежецк
ныне Тверской области, Красный Холм ныне Новгородской области.
С 1931 по 1942 год работает на моторном заводе № 26 в городе Рыбинске
Ярославской области, совмещая работу, с учёбой в Московский институт
стали и сплавов, — инженером цеха, лаборантом, начальником центральной
лаборатории, главным металлургом.

После начала Великой Отечественной войны с 1942 года работает на
Уфимском моторостроительном заводе, который был создан в годы первых
пятилеток для производства двигателей комбайнов. Перед войной здесь же
началось освоение авиационных моторов. В декабре 1941 года в Уфу был
эвакуирован Рыбинский ордена Ленина моторный завод № 26, который с
конца 1920-х годов выпускал двигатели для истребителей и лёгких
бомбардировщиков. Оба завода были слиты в один коллектив с присвоением
номера 26. Позже к ним присоединились ещё два эвакуированных
ленинградских моторостроительных завода-дублёра и часть подмосковного, а
также московское проектное бюро ЦИАМ и воронежское конструкторское
бюро Добрынина. Возглавил это мощное объединение опытный
хозяйственный руководитель В.П. Баландин, который в то время был
заместителем Народного Комиссара авиационной промышленности СССР.
В 1942-1947 годах — главный металлург моторного завода № 26 — Уфимского
моторостроительного завода (УМЗ).

В 1943 году УМЗ освоил выпуск нового мощного мотора «М-107А»
конструктора В.Я. Климова, но тут возникла, казалось бы, неразрешимая
проблема, из-за отсутствия кобальта. А без кобальтова стеллита невозможно
было обеспечить жаропрочность клапанов. В довоенные годы кобальт
получали из Бельгийского Конго и Финляндии.

И Михаил Ферин, придя на завод инженером, стал осуществлять мечту о
создании необычных сплавов. Группе специалистов, которую возглавил М.А.
Ферин, поручили найти в сжатые сроки заменитель импортного сплава,
который мог бы дать клапанам моторов особую прочность. Общими
усилиями коллектива, направляемыми творческой мыслью М.А. Ферина,
такой сплав был создан. При этом он не просто заменил импортный. Он был
лучше его по своим качествам, так как Михаил Ферин нашёл, при какой
температуре, в каких пропорциях определённые компоненты составят такой
сплав. Этот сплав создавался на основе никеля, которого на заводе было
предостаточно.

Оценкой этого титанического инженерного труда была высокой – её
создателям в 1946 году была присуждена Сталинская премия.
На посту главного металлурга Уфимского моторостроительного завода
многое сделал для Победы. За годы Великой Отечественной войны завод №
26 – УМЗ выпустил более девяноста семи тысяч авиационных моторов. В
1947 году завершил свой более чем десятилетний научный труд, защитив
кандидатскую диссертацию на соискание учёной степени «кандидат
технических наук». Тема диссертации «азотирование коленчатых валов»,
которая была актуальной в свое время в авиа- двигателестроении, стала не
менее актуальной для автомобильных моторов. Таким образом, авиационные
«высокие технологии» всегда применялись в автомобильном производстве, и
конверсия, в связи с этим, — не детище конца ХХ века.

В 1947 году стал директором Уфимского моторостроительного завода. В это
время происходил переход с поршневой авиации на авиацию реактивную. По
сути дела происходила «техническая революция». И директор УМЗ сумел
поднять в небо сверхзвуковые истребители, которые потрясли авиационный
мир. За почти тридцать лет под его руководством многотысячный трудовой
коллектив завода достиг наибольшего развития производства и социальной
сферы, сформировался уникальный коллектив высококвалифицированных
кадров, способных изготавливать первоклассную авиационную технику. Под
его руководством заводчане дали жизнь двадцати четырём типам
модифицированных двигателей, которые применялись на шестидесяти семи
типах самолетов. Основная же его заслуга в том, что он создал команду
единомышленников. В эти годы, когда М.А. Ферин возглавлял Уфимский
моторостроительный завод, шли войны, происходили вооружённые
конфликты. И почти всегда и везде в них косвенно «участвовал» директор
УМЗ Ферин, так как большинство советских истребителей летали тогда на
уфимских моторах. Мало кому известно, что самолёт-шпион «Локхид У2»
американского разведчика Ф. Пауэрса 1 мая 1960 года сбили над
Свердловской областью ракеты с двигателем Уфимского
моторостроительного завода.

Не менее важное значение имела для предприятия, возглавляемого М.А.
Фериным, гражданская продукция, и прежде всего — автомобильные моторы
«М-412». За весь период своей работы автомобильным производством их
было выпущено свыше восьми миллионов! Поэтому не случайно
Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин, посетив УМЗ, в своём
выступлении заявил, что они в Политбюро ЦК КПСС Уфимский завод
называют «моторной державой страны Советов

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года за
выдающиеся достижения в создании новой техники Ферину Михаилу
Алексеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением
ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В 1960-1970-х годах на УМЗ особенно большое внимание уделялось
социально-бытовой инфраструктуре. Были построены сотни тысяч
квадратных метров жилья, общежития, два комбината питания, фабрика-
кухня, несколько столовых, детские сады, первый в столице Башкирии –
городе Уфе санаторий-профилакторий, базы отдыха, пионерский лагерь,
дворец культуры, больничные корпуса, стадион и многое другое.
Непосредственно руководил строительством этих объектов. Они были
предметом его особой заботы и гордости. Всех гостей, посещавших
предприятие, он обязательно знакомил с социальными объектами.

Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1968 год), Башкирской АССР
(1958 год), «Почётный моторостроитель СССР» (1985), лауреат Сталинской
премии (1946) и Государственной премии СССР (1974). Профессор кафедры
Уфимского авиационного института (ныне – «Уфимский государственный
авиационный технический университет»). Автор тридцати двух научных
трудов. Избирался членом Башкирского обкома КПСС и делегатом XXI-XXV
съездов КПСС, депутатом Верховного Совета СССР 3-го — 9-го созывов (с
1950 года), был членом Совета старейшин Верховного Совета СССР.
С 1977 года А.А. Ферин – на пенсии. Жил в столице Башкирии – городе Уфе.
Скончался 29 июля 1979 года. Похоронен в Уфе на Аллее Героев Южного
кладбища. На могиле установлен памятник (скульптор заслуженный
художник Башкирской АССР А. Панов).

Награждён 5 орденами Ленина (02.07.1945, 12.07.1957, 22.07.1966,
26.04.1971, 19.12.1975), 3 орденами Трудового Красного Знамени (30.12.1943,
11.01.1957, 06.03.1962), орденом «Знак Почета» (05.03.1939), медалями.

В 1980 году на Уфимском моторостроительном производственном
объединении (УМПО), с 1993 года именуется открытое акционерное
общество (ОАО) «УМПО», учреждена премия имени М.А. Ферина за
создание и внедрение в производство новейших достижений науки и
техники. По просьбе трудового коллектива УМПО одна из улиц микрорайона
«Инорс» Калининского района города Уфы (бывшая улица Тульская) названа
именем Ферина. Имя М.А. Ферина с 2004 года носит Профессиональное
училище № 52, основателем которого он является, а в начале сентября 2005
года на территории училища состоялось торжественное открытие бюста М.А.
Ферина.